Симптомы
У людей с аутизмом (РАС) присутствуют нарушения в восприятии, обработке либо выдаче информации. Они тревожны, раздражительны, испытывают трудности с вниманием и общением. Поэтому для многих родителей детей-аутистов одно из самых больших желаний – привести ребёнка к самостоятельной жизни. Коррекции невозможно добиться с помощью лекарств, но можно при поддержке в виде эффективных корректирующих занятий.
- Нарушение социальной коммуникации (проявляется в том, как человек разговаривает, пользуется жестами, использует мимику лица) и социального взаимодействия (проявляется в том, как ребёнок общается, устанавливает контакт с людьми)
- Повторяющееся ограниченное поведение (проявляется в стереотипности, ограниченности интересов, игр и деятельности).
Признаки
Пожалуйста, обратите внимание: это лишь возможные характеристики проявления аутизма.
НИ У КОГО НЕ БУДЕТ ВСЕХ ПРИВЕДЁННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОДНОВРЕМЕННО!
- Неконтролируемые страхи: сложности в определении вызывающих страх ситуаций – может быть крайне пугливым в безопасной, но бесстрашным в опасной ситуации
- Крайне внимателен к деталям
- Сложности с пониманием общей картины ситуации
- Может иметь очень высокие навыки в одних областях, но очень низкие – в других. Например, «осколочные навыки» (навязчивый интерес и запоминание большого количества отдельных объектов) или особые таланты
- Предпочитает конкретные значения абстрактным
- Замена местоимений
- Идеальный словарный запас, может говорить, как «маленький профессор»
- Разговорная речь может звучать неестественно
- Разговаривает стандартными или заимствованными у других фразами
- Озвучивает честные, но недопустимые наблюдения
- Имеет проблемы с контролем громкости и скорости речи
- Испытывает проблемы с тембром, темпом, мелодикой, ритмом речи (просодикой). Непостоянные акценты, логические ударения и интонации в речи
- Все воспринимает буквально. Испытывает сложности в понимании переносного смысла, фигур речи, сравнений, пародий, аллегорий и т.д.
- Речь либо начала развиваться очень рано, либо прекратилась на какое-то время
- Повторяет последнее слово или фразу несколько раз (эхолалия)
- Имеет сложности в пространственных и пространственно-временных представлениях
- Ярость/злость/боль могут выражаться неожиданными путями
- Перфекционизм
- Легко перевозбуждается от звуков, запахов, сета, толпы
- Внутренние чувства не соответствуют внешнему поведению
- Сложности с некоторыми навыками, требующими развитой моторики:
- навыки крупной моторики: езда на велосипеде, плавание, ползанье
- навыки мелкой моторики: завязывание шнурков, застёгивание пуговиц, вырезание, письмо
- Может иметь некоторые весьма продвинутые для своего возраста навыки в то время, как другие неразвиты. Например, умеет завязывать шнурки, но не умеет взбираться по лестнице.
- Необычная походка (хождение на носочках или на пятках) или неуклюжесть
- Сложности с моторными навыками, требующими точного визуального восприятия, например, в прохождении через вращающуюся дверь или турникеты, управлении магазинной тележкой, спортивной активности
- Обсессия – повторяющиеся навязчивые непроизвольные мысли, желания, идеи
- Компульсия – повторяющееся навязчивое поведение, ритуалы, иррациональные позывы совершить какое-то действие, которым невозможно сопротивляться
- Восхищение вращением
- Множество различных коллекций
- Перенаправление внимания (смена фокуса с одной активности или идеи на другую) затруднено
- Один эмоциональный инцидент может определить настроение на целый день. Эмоции не проходят быстро
- Сложности в прочтении выражения лица или эмоций другого человека
- Сложности с пониманием языка тела
- Сложности в понимании правил общения
- Слишком много или слишком мало зрительного контакта
- Сложности в понимании чужого юмора
- Проблемы с распознаванием лиц вне обычной обстановки
- Излишне сдержанный или излишне дружелюбный
- Может перенимать чужое поведение, манеру речи или привычки в одежде, чтобы помогать себе общаться и социально адаптироваться
7. Сенсорные системы
- Излишне или недостаточно чувствителен к свету, боли, вкусам, прикосновениям, звукам, запахам:
- - может не чувствовать, что имеет травму
- - может испытывать физическую боль от гиперчувствительности к свету, звуку, касаниям
- - очень привередлив в еде: как в выборе блюд, так и в том, как они лежат на тарелке
- - может жаждать особых прикосновений, вкусов, запахов, образов, звуков, света
- Гиперчувствителен к изменению окружения, людям и местам
- Слишком большое количество вербальных указаний и направлений может вызвать чрезмерную стимуляцию (повторяющиеся движения)
- Тянет к комфортным вещам ради успокоения: одеяла, плюшевые игрушки
- Может нуждаться во внешней стимуляции для успокоения: расчёсывание, успокаивающий звук, вращающийся объект
- Успокаивается мелкомоторными стимуляциями (аутостимуляциями): потряхиванием, гудением, прикосновениями пальцев, сосанием, движениями кончиков пальцев по поверхности одежды или швам на одежде
- Использует аутостимуляции для улучшения концентрации
- Может нуждаться в отдельной области или пространстве для разрядки
- Испытывает необычную привязанность к объектам
- Трудности с вниманием
- Нарушение сна
- Нарушение восприятия времени
- Нарушение обработки сенсорной информации (сенсорной интеграции) – то, как мозг обрабатывает информацию, полученную от органов чувств:
- Ориентирован на правила
- Предпочитает знакомые шаблоны без неожиданных сюрпризов
- Предпочитает знакомые места, людей, одежду
- Испытывает сложности с переключением между активностями
- Испытывает сложности с созданием и поддержанием дружбы (особенно с ровесниками). Более успешен в общении со взрослыми, чем другие дети или подростки
Коррекция аутизма по Методу Дейвиса
На своём курсе я практикую метод Дейвиса к аутизму – это новый результативный метод коррекции, дающий отличный результат и надежду на новую жизнь и возможности людям с аутизмом.
Результат курса – возможность человеку с РАС быть самостоятельным, реализовывать свои способности, взаимодействовать и сотрудничать с окружающими, справляться социальными задачами. Ведь цель программы Дейвиса – развитие социальной интуиции, гибкости в общении, а не заученных моделей поведения.