Теория Рональда Дейвиса

Еще до того, как Рональд Дейвис, у которого во взрослом возрасте была тяжелая форма дислексии, разработал теории, способные помочь другим, ему удалось выяснить, как же можно «скорректировать» собственную дислексию. До тех пор, пока ему не исполнилось 38 лет, он соглашался с официальным мнением специалистов, поставивших ему диагноз «умственная отсталость». Несмотря на то, что его коэффициент интеллекта по измерениям составлял 160 баллов, он понимал, что чтение или письмо всегда будут стоить ему неимоверных усилий, поскольку его мозг действительно работает как-то не так. 

Однажды он заметил, что иногда его дислексия приобретает более тяжелую форму. Будучи инженером по образованию, он рассудил, что если бы ему удалось выяснить, как и когда именно дислексия приобретает тяжёлую форму, то он смог бы каким-либо способом разгадать и то, как ослабить ее проявления. Первая отгадка пришла к нему в процессе занятий творчеством: он понял, что когда он был на пике своих творческих способностей, его проявления дислексии усиливались.
Поэтому он закрылся в номере отеля и стал практиковаться, стараясь усилить дислексию. После этого он постарался уменьшить ее проявления. Через три дня наступил момент, когда буквы на карточке гостя отеля внезапно стали читаемыми для него. Ошеломлённый тем, что все буквы были одного размера и что между словами были пробелы, он пошел в библиотеку, взял книгу «Остров сокровищ» с полки, сел за стол и прочитал книгу от корки до корки до закрытия библиотеки.
Это не стало решением проблемы дислексии, но это стало началом пути. Дейвис поделился своими догадками с другими людьми, обнаружив к своему удивлению, что большинство его друзей с творческими способностями также страдали дислексией. Методом проб и ошибок он разработал надежный способ, позволяющий помогать другим преодолевать дислексию. Примерно год спустя он открыл свою первую клинику по обучению чтению.
Теория  дислексии Дейвиса

Теория Дейвиса возникла на основе его раннего метода проб и ошибок; она объясняет, почему методы Дейвиса эффективны. Вместо того, чтобы начать с разработки теории и затем использовать ее как основу для изобретения метода, Рон Дейвис начал работать в обратном порядке, начав с решения. Более точное понимание проблемы исключило необходимость в применении метода проб и ошибок и позволило разработать дополнительные инструменты и техники.
Теорию Дейвиса можно сформулировать следующим образом:
люди, страдающие дислексией, мыслят преимущественно картинками: обычно они думают образами,  вместо того, чтобы использовать слова, предложения или вести внутренний диалог (разговор с самим собой) у себя в уме. Поскольку этот метод мышления является подсознательным( то есть все происходит быстрее, чем человек успевает это осознать), то большинство дислектиков даже не знают, что именно таким способом они и мыслят.

Поскольку дислектики мыслят картинками или образами, они склонны думать «в общем», рассуждать с точки зрения «большой картинки», чтобы понять мир вокруг них. Они могут быть очень хороши в разработках стратегий, в творческой и практической деятельности, в решении глобальных мировых проблем, но им плохо даются словесные, последовательные, линейные, пошаговые рассуждения. Например,  когда вы смотрите на картинку, на которой изображена собака, вы мысленно не раскладываете ее на составные части: хвост, задние и передние лапы, лопатки, голову, уши и нос для того, чтобы понять, что перед вами собака. Вы видите все части сразу и делаете вывод, что это «собака». Если бы ваше мышление в основном или полностью происходило в картинках (как у дислектиков), вы бы привыкли рассматривать вещи или ситуацию сразу, целиком .  
Думая преимущественно образами, дислектики также имеют сильно развитое воображение и склонны использовать для решения задач картинки или чувства, а не вербальное мышление. Если они первоначально пребывают в замешательстве (или озадачены, растеряны), то они мысленно повернут объект, чтобы взглянуть на него с других точек или углов зрения. Такой мыслительный процесс позволяет им развивать в себе множество уникальных способностей и талантов.

Замешательство (растерянность) вызывает дезориентацию
Эта способность также может быть и источником проблем. Будучи Замешательство (растерянность) вызывает дезориентацию
Эта способность также может быть и источником проблем. Будучи дезориентированным, человек начинает воспринимать свое собственное мышление как реальность. Большинство обычных людей испытывают состояние дезориентации(теряют правильную ориентацию), когда смотрят на оптическую иллюзию или оказываются в виртуальной реальности. А люди, страдающие дислексией, теряют ориентацию ежедневно: это их естественная умственная реакция на любую сбивающую с толку информацию, а так же на творческое решение проблем.
Люди, страдающие дислексией, как правило, испытывают трудности с символами, такими как буквы и цифры. Пытаясь понять символы так, словно это двигатель автомобиля или техническая схема, они могут потерять ориентацию. В результате возникают знакомые симптомы: замена, пропуски, переворачивание букв или слов, их перестановка при чтении или на письме. Дезориентация не ограничивается лишь визуальной информацией; многие люди, страдающие дислексией, обычно неправильно слышат или путают слова, либо последовательность слов в предложениях. Их восприятие времени может быть искаженным, а моторика – заторможенной или неуклюжей.

Старые решения – препятствие на пути к прогрессу
Повторяющиеся ошибки, которые возникают в результате неправильного понимания из-за дезориентации, неизбежно вызывают негативные эмоциональные реакции, расстройство и потерю самоуважения. Пытаясь решить эту дилемму, каждый человек, страдающий дислексией, начинает вырабатывать собственный набор спасительных механизмов и неконтролируемых действий, чтобы избежать этих проблем. Рон Дейвис называет их «старые решения». Зазубривание, песенки по буквам алфавита, выполнение домашних заданий мамой, закатывание истерик, неразборчивость почерка для того, чтобы прикрыть ошибки в правописании, искусный обман и избегание любого задания, связанного со школой или чтением – это лишь некоторые примеры. Они могут начинать развиваться уже в возрасте шести-семи лет. У взрослого человека, страдающего дислексией, будет полный набор таких поступков. 

Наиболее важным аспектом теории Дейвиса при решении проблемы дислексии является тот факт, что когда у слышимого символа, то есть слова, нет умственной картинки и, следовательно, нет и значения слова с точки зрения дислектика, происходит дезориентация и ошибки. Когда мы показываем человеку, страдающему дислексией, как отключать дезориентацию сразу же в момент ее возникновения и затем помогаем обнаружить символы, провоцирующие дезориентацию, и освоить их (познать), проблемы с чтением и письмом начинают исчезать. Как и «старые решения».

 

Наши контакты

  • г. Москва
    проспект маршала Жукова,
    д. 76, кор. 2

  • Тел
    +7 (985) 998 57 44

  • e-mail
    dyslexia-kids@mail.ru

Показать на карте

Задайте вопрос!

dyslexia-kids@mail.ru

  • +7 (985) 998 57 44
  • г. Москва, проспект маршала Жукова, дом 76, корпус 2

Задать вопрос