Помощь логопеда при дислексии. Миф или реальность.

Дорогие родители, существует мнение, что занятия с логопедом и дефектологом могут помочь скорректировать дисграфию и дислексию  у детей. Но это не всегда так. Давайте посмотрим, дают ли какую-то пользу занятия с логопедом детям-дислектикам.

Дислексия – это неспособность к чтению, трудности в распознавании букв и слов, трудности в понимании и пересказе прочитанного текста. Это не следствие умственной отсталости, она не связана с нарушением работы мозга, слуха или зрения. Очень часто она сопровождается рассеяностью, невнимательностью, трудностями с запоминанием, ориентацией в пространстве, с координацией.

Обычно, в отечественных методиках классифицируют следующие виды дислексии:

  1. Семантическая (если нет понимания смысла прочитанного текста)
  2. Фонематическая ( если звуки сложно различаются на слух и есть трудности в произношении: звонкая буква или глухая, твердая или мягкая)
  3. Аграмматическая (если искажаются падежные окончания, число и род существительных. Например, из-за деревьях; яркая солнце; у друзьях…)
  4. Мнестическая (если заменяются буквы)
  5. Оптическая ( если подменяются графически похожие буквы: Л-Д, З-В, Г-Т, Ь-Р)
  6. Кинетическая (если нарушены моторные навыки)
  7. Окуломоторная ( трудности с переводом взгляда с буквы на букву, со слова на слово, со строчки на строчку)

Занятия с логопедом для детей-дислектиков предусматривают разные упражнения в зависимости от того, какой вид дислексии диагностировал ребенку специалист.

Например, во время коррекции фонематической дислексии, специалист показывает ребёнку, как правильно открыть рот и поставить язык для верного произношения. Но, проблема в том, что когда ребёнок с дислексией переходит от произношения к сопоставлению звука и символа – начинаются проблемы, которые логопед или преподаватель, нейропсихолог решить не в силах. А метод Дейвиса справляется с этой задачей в течение пяти дней.

При корректировке агграматической дислексии логопед составляет вместе с ребёнком предложения в правильном падеже, с правильными окончаниями, постоянно исправляя ребёнка. Это очень длительная работа. Часто в таком случае ребёнок повторяет за логопедом, но сам верно сказать предложение в итоге не может. После коррекции по методу Дейвиса же у ребёнка формируется правильная речь. Он начинает не только употреблять слова в нужной форме, но и начинает строить длинные предложения и расширяет свой словарный запас.

При коррекции оптической дислексии, например, специалист просит ребёнка отыскать нужную букву среди других букв, в рисунке, дорисовать её… Но, не учитывают, что дислектики не воспринимают двухмерные изображения. Для того, чтобы они чётко уяснили символ, его недостаточно нарисовать, его нужно создать собственными усилиями в реальном мире. В программе Дейвиса для этого используется пластилин. Но и этого мало. Если не применять ментальные настройки, которые помогают настроиться на работу и видеть символы правильно, то просто лепка работать не будет.

Для коррекции аккустической дислексии логопед показывает предметы, которые напоминают букву. Это делается для того, чтобы ребёнок с помощью ассоциаций смог запомнить букву. Но в Дейвисе мы это называем «старыми решениями» - это всяческие уловки, с помощью которых дислектик приспосабливается к жизни. То есть, в данном случае, логопед не корректирует дислексию, а помогает её замаскировать, так как при виде букв ребёнок сначала будет вспоминать предмет, название которого начинается на эту букву, а потом уж назовёт саму букву. Конечно, ни о каком чтении в таком случае не может идти речи. Только представьте, что каждую букву в слове надо проассоциировать! О каком понимании текста тут можно говорить?!

Есть множество других упражнений для коррекции дислексии, которые используют логопеды и другие специалисты и которыми пестрит интернет и литература. Например, специалист читает текст синхронно вместе с ребёнком, а затем предлагает ребёнку самому прочесть его. Совершенно необоснованное упражнение, если учитывать, что ребёнок-дислектик не в состоянии распознавать правильно буквы и слова.

Либо логопед просит ребёнка рисовать буквы зеркально. Для этого даётся лист и 2 карандаша. Нужно одновременно писать буквы в зеркальном отображении. Это упражнение не просто бесполезно, оно очень опасно для ребёнка с дислексией, поскольку он и без того не знает, как буква пишется правильно и поэтому запутывается(дезориентируется) ещё больше. Метод Дейвиса нацелен на избавления от зеркальности, ведь очень часто дислектики зеркалят буквы потому, что не усвоили, как именно должна выглядеть буква. Виной всему их образное мышление и способность видеть символы в трёхмерном изображении. Они настолько реально видят букву с разных сторон, что становятся уверены в том, что она правильная и если её написать снизу вверх, и если сверху вниз, и если боком… Они и без этого упражнения не понимают, как именно она должна быть расположена в правильном варианте.

Есть упражнение для чтения текста. Ребёнку дают текст, который он читает в течение минуты. Через некоторое время ребёнок снова читает этот текст. И так несколько раз за занятие. Каждый раз ребёнка спрашивают, что он понял. Это невероятно бесполезное упражнение, так как пока дислекстик не научится правильно распознавать все буквы и слова, он не начнет понимать прочитанного. В методе Дейвиса применяются действенные специальные визуальные упражнения для устранения проблемных букв, для правильного чтения и понимания прочитанного текста.

Ещё есть диктанты. Считается, что чем больше диктантов напишет ученик – тем лучше. После написания ребёнка просят найти ошибки. Это самый сложный вид деятельности для дислектика. Он НИКОГДА с этим не справится, если не будет сфокусирован и сориентирован. Во время коррекции по методу Дейвиса ребёнок учится с помощью воображаемых ментальных настроек фокусировать себя. И только в таком состоянии он сможет справиться с такого рода заданиями.

Я хочу отметить, что для метода Дейвиса не имеет значения, какой именно вид дислексии выявлен у ребёнка. Очень часто случается так, что присутствуют сразу несколько разновидностей дислексии. Уникальность метода Дейвиса в том, что это интенсивный курс и за короткий промежуток времени корректируются сразу ВСЕ известные виды дислексии! Этот метод известен более 30 лет и за это время зарекомендовал себя, как лучший во всей Европе и Америке. Это отличная альтернатива длительным бесполезным упражнениям и методикам, которым для достижения результатов нужны годы.

Если вы действительно хотите помочь вашему ребенку справится с дислексией и ее возможными последствиями, то я рекомендую вам не откладывать коррекцию дислексии и проводить ее только по методу Дейвиса. Буду рада увидеть вас на консультации и помочь вам и вашим детям в решении этой проблемы.

Наши контакты

  • г. Москва
    проспект маршала Жукова,
    д. 76, кор. 2

  • Тел
    +7 (985) 998 57 44

  • e-mail
    dyslexia-kids@mail.ru

Показать на карте

Задайте вопрос!

dyslexia-kids@mail.ru

  • +7 (985) 998 57 44
  • г. Москва, проспект маршала Жукова, дом 76, корпус 2

Задать вопрос